Д.С. Шкурко, Н.М. Белковский. Тезисы докладов, Мурманск, 1990.
Выращивание лосося в искусственных условиях неизбежно сопровождается воздействием на рыб комплекса стресс-факторов — пересадок, обловов, высоких плотностей посадки и пр. Для оценки физиологического состояния рыб необходимо иметь данные, позволяющие судить о силе испытываемого рыбой стресса. В этой связи определенный интерес представляют сведения о том, как проявляется тест у дикой рыбы, в частности, кумжи.
Эксперимент проводился в полевых условиях в эстуарии реки Варзина на Северо-Восточном побережье Кольского полуострова. Объектом исследования служили 5 экз. кумжи, отловленных спиннингом. Масса пойманных рыб была от 400 до 800 г, возраст — от 5 до 7 лет. Стресс у рыб возникал вследствие поимки и последующего содержания её в течение двух часов в небольшом резервуаре с водой эстуария. Первый отбор крови для исследования осуществлялся не позднее 2-3 минут после поимки, второй — спустя 2 часа. Определялись такие показатели, как содержание гемоглобина, молочной кислоты, глюкозы в крови, гликогена в печени, а также относительный вес селезенки (индекс селезенки). Последние два показателя измерялись только в конце эксперимента при вскрытии рыбы. За исходный уровень гликогена принимались данные, полученные ранее на 21 экз. кумжи, пойманной в том же участке эстуария, что и использовавшиеся в эксперименте рыбы. Анализы выполнялись в соответствии с общепринятыми методиками.
За время выдерживания рыбы содержание молочной кислоты возросло с 4.71 ± 0.95 до 41.52 ± 6.29 ммоль/л, глюкозы в крови — с 2.28 ± 0.31 до 7.50 ± 1.15 ммоль/л. Концентрация гемоглобина снизилась с 102 ± 4.43 до 77.60 ± 7.98 г/л. Содержание гликогена в печени кумжи, подвергшейся стрессу, было в 5 раз выше, чем у рыб сразу после поимки 1.61 ± 0.17 и 9.20 ± 2.1 г/л соответственно.
В связи с тем, что у рыб в ходе содержания в резервуаре проявлялись расстройства координации движений, происходило опрокидывание на бок, резко падала двигательная активность, можно считать, что участвовавшие в эксперименте рыбы находились в близком к сублетальному состоянии. Поэтому полученные нами показатели, очевидно, следует считать критическими.
Характер изменений изучавшихся показателей согласуется с современными представлениями о развитии стресса у рыб. Увеличение уровня молочной кислоты в крови свидетельствует об активации гликолиза, при этом исходным источником этого процесса, вероятно, служил гликоген. Падение концентрации гемоглобина в крови может объясняться, во-первых, накоплением в крови разрушающих клеточные мембраны продуктов перекисного окисления липидов и снижением вследствие этого числа эритроцитов, а во-вторых, обводнением организма рыб и разбавлением крови из-за возрастающей при стрессе проницаемости клеточных мембран. Последний процесс мог играть ведущую роль, т.к. в момент поимки и при последующем выдерживании вода, взятая из эстуария, было гипоосмотична по отношению к крови рыб
Полученные в нашем эксперименте количественные показатели могут использоваться не только при оценке физиологического состояния лососей, культивируемых в искусственных условиях, но и диких производителей, отлавливаемых в естественных водоемах для целей рыборазведения и воспроизводства.
Первоисточник в формате PDF:
Д.С. Шкурко, Н.М. Белковский, Влияние стресса на дикую кумжу эстуария реки Варзина. — Мурманский Морской биологический институт. Тезисы докладов, Мурманск, 1990