В. Санько, Н. Белковский, Г. Панченков. «Рыбоводство и рыболовство», № 12 - 1981
В. Санько, директор форелевого хозяйства «Сходня», Н. Белковский, ст. ихтиопатолог ЦЛИС, к.б.н., Г. Панченков, гл. рыбовод форелевого хозяйства «Сходня»
Выращивание форели в большинстве хозяйств, расположенных в зоне с ярко выраженным континентальным климатом, связано с серьёзной трудностью, заключающейся в неблагоприятном температурном режиме на протяжении длительного периода.
Температурный оптимум для радужной форели лежит в пределах от 12 до 18 °C. Такая температура в форелевых хозяйствах, имеющих поверхностное водоснабжение, наблюдается лишь летом в течение 4–5 месяцев. В остальное время температура воды ниже оптимальной и препятствует росту форели. Суровые зимы c длительным периодом низких температур (менее 1–2 °C) не только тормозят рост, но и сказываются отрицательно на физиологическом состоянии форели, вызывая повышенные отходы за зимовку.
В форелевом хозяйстве «Сходня» Московской области источником водоснабжения служит головной пруд, расположенный на реке Сходня. Температура воды в пруду снижается до 2 °C уже в ноябре и находится на низком уровне до второй декады апреля. По данным ряда последних лет, среднемесячная температура воды с декабря по февраль составляет в форелевых прудах 0,2–0,8 °C, при этом у крупной форели рост прекращается, а у мелкой рыбы происходит даже снижение средней массы тела.
Биологические пруды-отстойники обеспечивают глубокую очистку в системе оборотного водоснабжения форелевого хозяйства «Сходня». Фото Р. Литвиненко
Под действием низкой температуры у сеголетков форели массой 12–20 г падает содержание гемоглобина (с 6,2–6,4 до 4,9–5,6 г%), сокращается число эритроцитов (с 0,87–0,91 до 0,57–0,64 млн/мм3; Белковский, Лавровский, 1978). За последние 5 лет средний выход из зимовки составил 76 %, что меньше нормативного выхода на 14 %. Таким образом, низкая температура воды в зимний период является одним из основных факторов, отрицательно сказывающиеся на результатах работы хозяйства.
Сортировка молоди радужной форели. Фото Р. Литвиненко
Для улучшения температурного режима во время зимовки было решено использовать артезианскую воду, круглый год имеющую температуру 7,5–8 °C.
В нашем рыбхозе артскважина имеет дебет 20 л/с, что позволяет единовременно содержать на этом количестве воды не более 1–2 т рыбы. Высокое содержание закисного железа (2 мг/л) и сероводорода (2–3 мг/л) в воде требует её очистки. В зимнее время очистку проводили при помощи специального фильтра. Объём фильтра 10 м3, он наполнен керамзитовыми гранулами диаметром 10–20 мм. Пропускная способность фильтра была равной 5–8 л/с, промывку фильтра в зависимости от результатов гидрохимического анализа проводили через 2–3 дня. С целью увеличения расходов воды очищенную артезианскую воду использовали многократно.
Рис. 1. Схема водоснабжения зимовальных бассейнов: 1 — артезианская скважина; 2 — аэрационная градирня; 3 — керамзитовый фильтр для очистки воды от железа; 4 — распределитель; 5 — бассейн с зимующей форелью; 6 — сбросной канал; 7 — коллектор; 8 — насосы оборотного водоснабжения; 9 — кавитационный аэратор C-16; 10 — магистральный канал.
Выращивание форели проводилось в пруду, разделённом на 16 бетонных бассейнов площадью по 42 м2 и глубиной 1,8 м. Водоснабжение в бассейнах независимое. Над прудом установили перекрытие из гофрированных листов стекловолокна и полимерной пленки, что обеспечило снижение потери тепла в зимнее время. Водоём оборудовали коллектором для сбора использованной воды и двумя насосными станциями СНЭП-120/30 мощностью 55 кВт (стоимость их 3029 руб. каждая). Затраты на подготовку пруда к зимовке составили 15 тыс. руб.
Схема водоснабжения бассейнов показана на рис. 1. Вода из артезианской скважины 1 проходила аэрацию на градирне 2 высотой 8 м и затем попадала на керамзитовый фильтр 3. Очищенная от железа вода самотеком поступала в распределитель 4, откуда по трубам подводилась к каждому бассейну 5. Из бассейнов она сбрасывалась в канал 6 и далее в коллектор 7. Часть её сливалась из коллектора, а основная масса одним из насосов 8 подавалась в распределитель 4. В коллекторе был установлен кавитационный аэратор C–16 9. Была предусмотрена подача в бассейны поверхностной воды из магистрального канала 10. Уровень воды в распределителе контролировался датчиком, связанным со световой и звуковой сигнализацией. На зимовку в бассейны было посажено 169,4 тыс. сеголетков форели. Ещё 11,1 тыс. рыб зимовало в пруду площадью 500 м2, снабжающемся водой из магистрального канала. Основные сведения о посадке форели на зимовку, а также результаты зимнего выращивания представлены в табл. 1.
Рис. 2. Рост форели, имевшей одинаковую массу в начале зимовки, в мальковом пруду и зимовальных бассейнах № 8 и 16.
Условные обозначения:
1 — рост форели в мальковом пруду на поверхностной воде;
2 — рост форели в бассейне № 8 на артезианской и смешанной воде;
2 — рост форели в бассейне № 16 на артезианской и смешанной воде.
Рыбу кормили пастообразным кормом, приготовленным на основе говяжьей селезенки (70 %) с добавкой гидролизных дрожжей (8 %), комбикормов (14 %), мясокостной муки (5 %) и других компонентов. Суточную норму корма определяли на основе таблицы Дьюэла (Титарев, 1980) с введением соответствующих поправок на влажность корма и с учетом поедаемости его рыбой. Корм вносился 2 раза в день на кормовые столики.
В ходе зимовки, продолжавшейся со 2 декабря 1980 г. по 15 апреля 1981 г., регулярно определяли содержание в воде растворённого кислорода, аммонийного азота, нитритов, pH, общего, окисного и закисного железа. Еженедельно проводилось ихтиопатологическое обследование. Работа выполнялась в содружестве со специалистами ТСХА и ЦЛИС Минрыбхоза РСФСР.
Использование артезианской воды значительно улучшило температурный режим в бассейнах. Если в начале зимовки в мальковом пруду температура воды составляла 1,4 °C, то в бассейнах она оказалась равной 5,5 – 6,0 °C (табл. 2). В середине зимовки из-за поломки глубинного насоса и прекращения подачи артезианской воды температура воды в бассейнах снизилась до 1 °C и находилась на этом уровне со 2 по 14 февраля 1981 г.
В связи с недостаточной пропускной способностью керамзитового фильтра артезианскую воду приходилось использовать до 8–10 раз, при этом очистка от органических веществ не проводилась. Гидрохимические анализы показали, что уже через неделю после перехода на оборотное водоснабжение концентрация аммонийного азота увеличилась с 1 до 2,4 мг/л, возросла также мутность воды. Кроме того, даже после очистки на керамзитовом фильтре артезианская вода содержала около 0,1 мг/л закисного железа, что приводило к осаждению железа в самом бассейне. Для предотвращения дальнейшего накопления аммонийного азота и железа в бассейне с 20 декабря начали добавлять наряду с артезианской речную воду из магистрального канала. Кроме того, был изменён режим работы градирни и керамзитового фильтра, что обеспечивало более полную очистку воды от железа. Подача холодной поверхностной воды в количестве 4–5 л/с привела к тому, что температура воды в бассейнах снизилась, однако и в этом случае она была в 3–4 раза выше, чем в мальковом пруду.
Различия в температурном режиме оказали большое влияние на скорость роста радужной форели. Медленнее всего росла рыба в мальковом пруду на холодной поверхностной воде (рис. 2). В период более низких температур в январе и феврале рост рыбы в этом пруду практически прекратился и начался вновь лишь тогда, когда температура воды достигло 1,5 – 2 °C. В бассейнах форель росла значительно лучше. Особенно высокий темп роста отмечался в декабре и марте, когда температура воды была более высокой. Некоторое замедление роста наблюдавшееся в феврале произошло из-за снижения температуры воды в связи с поломкой глубинного насоса.
В целом за время зимовки форель в бассейнах увеличила среднюю массу на 16,4 г (74,2 %), тогда как более крупная рыба из малькового пруда — лишь на 10,5 г (29 %). Для форели, зимовавшей на более теплой воде, среднесуточный прирост, рассчитанный по Г. Г. Винбергу (1956), оказался в 2,2 раза выше, чем для рыбы из малькового пруда (табл. 1). Заметно лучше оказался и выход из зимовки, который на 10,7 % превышал выход форели из пруда, снабжавшегося поверхностной водой.
Форель, выращенная при различной температуре, оплачивала корм не одинаково. Кормовой коэффициент, рассчитанный для содержавшейся в бассейнах форели, оказался в 7,3 раза ниже, чем в маленьком пруду. Высокие значения кормовых коэффициентов объясняются, на наш взгляд, прежде всего замедлением пластического обмена под действием низких температур, а также большой влажностью пастообразных кормов (63–65 %) и потерями их в процессе кормления. Ранее нами было установлено, что потери пастообразных кормов во время кормления могут достигать 30 и более процентов. По-видимому, применение кормов с большим содержанием сухих компонентов и высокой тониной помола при скармливании с помощью аэрокормушек или переход на гранулированные корма позволят в будущем сократить затраты корма и одновременно снизить степень загрязнения воды.
В процессе зимовки у форели в бассейнах эндо- и эктопаразитарных заболеваний не наблюдалось. Лишь к концу зимовки у рыб возросло количество триходин и апиозом, однако после двукратной обработки бриллиантовым зеленым при концентрации препарата 0,2 мг/л и экспозиции 1 ч интенсивность инвазии начала снижаться.
Зимнее выращивание форели в бассейнах по сравнению с содержанием в прудах является процессом с более высокой степенью интенсификации. Плотность посадки в бассейнах в 16 раз превышала плотность в мальковом пруду, за счёт более быстрого роста и меньшего отхода рыбы удельная рыбопродукция оказалась выше уже в 100 раз.
Таблица 1. Основные результаты выращивания радужной форели в рыбхозе «Сходня» в 1980—1981 гг.
Показатели | Бассейны с артезианской водой |
Мальковый пруд с поверхностной водой |
---|---|---|
Посажено на зимовку, тыс. экз. | 169,4 | 11,1 |
Средняя масса при посадке, г | 22,1 | 36,2 |
Общая масса рыбы при посадке, кг | 3744 | 402 |
Плотность посадки, экз/м2 | 367 | 22,2 |
Получено при облове, тыс. экз. | 155,1 | 8,9 |
Средняя масса при облове, г | 38,5 | 46,7 |
Общая масса рыбы при облове, кг | 5971 | 416 |
Общая рыбопродукция, кг (за 5 месяцев) | 22213 | 14 |
Удельная рыбопродукция, кг/м2 (за 5 месяцев) | 3,3 | 0,03 |
Выход из зимовки, % | 91,6 | 80,9 |
Затраты корма на 1 кг прироста, кг | 6,77 | 50,6 |
Стоимость затраченного корма, руб/кг | 0,93 | 6,95 |
Среднесуточный прирост, % | 0,41 | 0,19 |
Применение артезианской воды с многократным ее использованием для выращивания форели в зимнее время позволило улучшить биотехнику и снизить сезонность в работе хозяйства. Более контролируемым стал процесс содержания рыбы и улучшились условия труда рабочих.
Эксплуатация бассейнов в зимнее время по сравнению с содержанием рыбы в прудах требовала более квалифицированного рыбоводного обслуживания, круглосуточного наблюдения за водообменом в бассейнах, работой насосов, регулярного и частого контроля за гидрохимическим режимом, ихтиопатологических обследований.
Таблица 2. Температурный и гидрохимический режим (в среднем за месяц)
Показатели | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель |
---|---|---|---|---|---|
Температура воды, °C | 5,1* ——— 1,1** |
4,1 ——— 0,8 |
2,5 ——— 0,9 |
4,2 ——— 1,8 |
4 ——— 2,5 |
Содержание кислорода, мг/л | 9,6 ——— 9,8 |
10 ——— 10,2 |
10,3 ——— 10 |
9,6 ——— 8,4 |
9,4 ——— 8,8 |
Содержание аммонийного азота, мг/л | 1,75 ——— 1,48 |
1,53 ——— 1,61 |
1,14 ——— 1,67 |
1,8 ——— 1,54 |
1,71 ——— 0,6 |
Содержание азота нитритов, мг/л | 0,15 ——— 0,2 |
следы ——— следы |
следы ——— следы |
следы ——— следы |
0,03 ——— 0,05 |
Железо закисное, мг/л | 0,08 ——— следы |
следы ——— следы |
следы ——— следы |
следы ——— следы |
следы ——— следы |
Железо окисное, мг/л | 0,67 ——— 0,61 |
0,66 ——— 0,68 |
0,68 ——— 0,68 |
0,84 ——— 0,77 |
0,72 ——— 0,75 |
Железо общее, мг/л | 0,75 ——— 0,61 |
0,66 ——— 0,68 |
0,68 ——— 0,68 |
0,84 ——— 0,77 |
0,72 ——— 0,75 |
pH | 7,34 ——— 7,43 |
7,4 ——— 7,42 |
7,42 ——— 7,35 |
7,28 ——— 7,30 |
7,4 ——— 7,25 |
* — значение показателей для бассейнов на артезианской воде; ** — значение показателей для малькового пруда на поверхностной воде из магистрального канала. |
При проведении зимовки форели в бассейнах выявились и некоторые отрицательные моменты. Так, из-за отсутствия эффективной системы очистки за 2–3 месяца на дне бассейна (до 200–300 кг) скапливались экскременты и остатки размытого корма. В связи с этим в середине зимовки была проведена пересадка рыбы из бассейна в бассейн и чистка их дна от отложений.
Экономический эффект от выращивания форели в бассейнах на более теплой артезианской воде мы подсчитали следующим образом. Суммарная рыбопродукция по всем бассейнам За 5 месяцев зимнего выращивания достигла 2227 кг. Если бы форель в бассейнах содержалось при обычной низкой температуре и имела такой же темп роста, как и рыба на поверхностной воде в мальковом пруду, концу зимовки её средняя масса составила бы 28,6 г, а не 38,5 г. Кроме того, на 10,7 % сократился бы выход из зимовки. Всё это привело бы к снижению рыбопродуктивности с 2227 до 167 кг. Следовательно, за счёт выращивания форели на артезианской и смешанной воде За 5 месяцев было получено дополнительно 2060 кг форели на сумму 9888 руб. Основные затраты на выращивание складывались из стоимости электроэнергии 3580 руб. кормов — 2057 руб., амортизационных отчислений — 480 руб. Итого 6117 руб., что меньше стоимости произведенной продукции на 3771 руб.
Необходимо отметить, что в бассейнах в зимнее время не только выращивали сеголетков форели, но и выдерживали производителей перед нерестом. Предполагается также летняя эксплуатация бассейнов для выращивания товарной форели, при этом экономический эффект от их использования будет ещё выше.
В будущем масштабы зимнего выращивания сеголетков форели на артезианской в воде будут увеличены с учетом уже накопленного опыта. Прежде всего для повышения температуры воды в бассейнах требуется построить новый более мощный керамзитовый фильтр, способный очистить от железа 20 литров артезианской воды секунду. Это позволит снизить кратность использования воды с 8–10 раз до 4–5, улучшить санитарный и гидрохимический режим в бассейнах. Увеличение подачи артезианской воды сделает возможным отказ от использования холодной поверхностной воды и в конечном итоге температура в бассейне будет поддерживаться на уровне 6–7 °C, что обеспечит достаточно быстрый рост радужной форели зимой.
Первоисточник в формате PDF:
В. Санько, директор форелевого хозяйства «Сходня», Н. Белковский, ст. ихтиопатолог ЦЛИС, к.б.н., Г. Панченков, гл. рыбовод форелевого хозяйства «Сходня». На артезианской воде. "Рыбоводство и рыболовство", № 12 – 1981. с. 6—8.