Н.М. Белковский, к.б.н., руководитель компании САЛМОРУ™, Р.Р. Абибок, коммерческий директор. Каталог VIII специализированной сельскохозяйственной выставки "День Уральского поля – 2022", стр. 40–41.
В современной России примерно половину продукции аквакультуры производят классические прудовые рыбоводные хозяйства. Потенциал их далеко не исчерпан, имеются многочисленные примеры, когда с одного гектара прудовых площадей получают 30-40 и более центнеров товарной продукции. Как правило, основной лимитирующий фактор, сдерживающий интенсификацию прудового рыбоводства, это дефицит кислорода в воде и угроза заморов рыбы. Применяя механическую аэрацию можно существенно сократить риски гибели рыб от заморов, повысить плотность посадки, более активно применять искусственные корма, и в конечном итоге увеличить общую рыбопродуктивность прудов.
Одна из задач, которые решают аэраторы, состоит в том, чтобы разрушить кислородную и температурную стратификацию в водоемах. Дефицит кислорода в придонных слоях ухудшает условия питания рыб-бентофагов, а также приводит к возникновению анаэробной среды у дна. Кроме того, течение, создаваемое аэраторами-потокообразователями, препятствует возникновению локальных заморных зон в пруду и позволяет рыбе выжить даже если замор охватил значительную часть пруда. Отсюда становится понятным, почему аэраторы получают в рыбоводстве широкое распространение.
Наше предприятие специализируется на производстве аэраторов различных типов и мощностей, с помощью аэрационного оборудования можно решать комплекс самых разных проблем. Благодаря запатентованной конструкции наши аэраторы обладают одним важным преимуществом. Известно, что эффективность механической аэрации сильно зависит от того, насколько вода насыщена кислородом. Наибольшая производительность по растворению кислорода достигается при нулевом его содержании, тогда как при насыщении, близком к 100%, работа аэраторов становится бесполезной. Уже при 70-80% насыщении воды кислородом производительность аэрации падает в 3–5 раз. По этому для аэрации прудов выгодно, чтобы аэраторы использовали воду с низким содержанием кислорода, а это, как правило, нижние слои воды. Аэраторы серии «Поток» могут забирать и аэрировать воду из глубины благодаря тому, что двигатель в аэраторах помещен в трубу, что превращает аэратор в своего рода пропеллерный насос. Установив на аэратор стандартную трубу необходимой длины диаметром 200 мм можно аэрировать преимущественно воду из нижнего горизонта водоема. Кроме того, в конструкции наших аэраторов предусмотрена возможность регулировки угла наклона двигателя в диапазоне 135 градусов. Поток воды может быть направлен как вниз под углом 45 градусов, так и вертикально вверх, превращая аэратор в фонтан.
Одним из важных преимуществ аэраторов серии «Поток» является их «всепогодность». Они с успехом применяются зимой в условиях низких температур и помогают гарантированно избегать зимних заморов рыбы. При необходимости аэраторы могут оснащаться обогревателями воздуха. Они защищают от обмерзания инжекционную камеру и винт аэратора. Принципы использования аэраторов в зимнее время изложены в статье Н.М. Белковского и И.С. Мухачева.
На основе наших аэраторов мы выпускаем мобильное устройство для мобилизации донных отложений. Это устройство позволяет взмучивать донные отложения, одновременно аэрируя полученную пульпу. При этом в воду переходят биогены, накопленные в илах прудов. Этот метод заменяет внесение в пруды искусственных удобрений и способствует более полной минерализации донных отложений.
В рыбоводных хозяйствах, особенно в южных регионах нашей страны, широкое распространение получили колесно-лопастные, а также роторные аэраторы китайского производства. В текущем году мы освоили производство аэраторов этих типов на своем предприятии. Колесные аэраторы отличаются от китайских изделий большим диаметром колес и вдвое увеличенным числом лопастей.
Помимо прудов аэраторы находят свое применение и в садковых рыбоводных хозяйствах, позволяя создавать в зоне установки садков необходимое течение и улучшать водообмен в них. Они эффективны также в бассейновых форелевых и осетровых хозяйствах, особенно в условиях дефицита воды и недостаточной проточности.
При необходимости к аэраторам можно подключить чистый кислород, если на предприятии имеется его источник. Эффективность растворения кислорода составляет при этом 15–20 %.
Использование чистого кислорода находит в рыбоводстве все большее распространение. Это особенно актуально для бассейновых хозяйств и особенно УЗВ. Помимо обычных стационарных оксигенаторов мы производим мобильные плавучие оксигенаторы, которые благодаря своей компактности могут быть установлены в различных частях рыбоводных УЗВ. Особенностью плавающих оксигенаторов является то, что они обогащают воду кислородом до 400–450 % насыщения.
Помимо аэрационного оборудования мы производим также контейнеры для перевозки живой рыбы. Стандартный объем одного термоизолированного контейнера составляет 2,4 м3, однако мы можем делать контейнеры любого объема вплоть до 3 м3. Контейнеры комплектуются кислородными распылителями, ротаметрами, лотками для разгрузки рыбы.
Еще один тип оборудования, который мы производим – это кормушки для рыб. Кормушки выпускаются двух типов: автокормушки типа «Рефлекс» с маятником-сбрасывателем корма и кормушки с принудительным выбросом корма. Объем бункеров варьирует от 3 кг (для мальковых цехов) до 1,5 тонн корма (для прудовых и садковых рыбхозов). Кормушки могут быть как плавающими, так и устанавливаемыми стационарно на садковых линиях, мостках, бортах бассейнов. Помимо оксигенаторов мы изготавливаем для УЗВ бассейны с коническим дном, цеолитовые и карусельные фильтры.
Н. М. БЕЛКОВСКИЙ, к.б.н., руководитель предприятия
Р. Р. АБИБОК, коммерческий директор
тел.: +7 (916) 681-05-42, +7 (962) 996-98-14
e-mail: nbelkovskij@yandex.ru, www.salmo.ru
Полный текст статьи в первоисточнике (PDF):
Н.М. Белковский. Р.Р. Абибок, АЭРАЦИЯ ВОДОЕМОВ – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИХ РЫБОПРОДУКТИВНОСТИ
(техническое обеспечение аквакультуры от фирмы СалмоРу). Каталог VIII специализированной сельскохозяйственной выставки "День Уральского поля – 2022", стр. 40–41.